Шествие колокольного звона по планете Земля

Колокольчик на шее собаки, овцы, лошади имел и другой смысл – магический, охранительный. Эта функция всегда была важнейшей для колокольчиков и бубенцов. Древнегреческие солдаты отделывали ими свои щиты, древнеегипетские жрецы привязывали к щиколоткам, иудейские первосвященники украшали ими подолы своих одежд.
В раннехристианских монастырях, расположенных в Египте, возник обычай созывать звоном монахов на богослужение. Затем обычай вышел за стены монастырей и стал применяться для созыва прихожан в храмы.

Изготовление колоколов издавна расценивалось как священнодействие. В VI веке был основан орден бенедиктинцев, и литье колоколов находилось исключительно в ведении состоящих в нем монахов. В трактате “Записки о разных искусствах” монах Теофил, живший на рубеже ХI-ХII веков, составил первое подробное описание литья колоколов. Для приготовления колокольного сплава Теофил предписывает взять четыре части меди и одну часть олова. Такой состав сохранился вплоть до наших дней. Как центры колокололитейного мастерства в последующие века славились монастыри в Сен-Галлене, Рейхенау, Зальцбурге, Фульде.

Звук увеличивающихся колоколов становился все ниже и все громче, но оставался все таким же отрывистым и в сравнении со звучанием современных колоколов – малоприятным. Было замечено, что окраска звука, который издается колоколом, меняется в зависимости от профиля его стенки. Начинается поиск профиля, при котором звон колокола был бы более благозвучным. Такие колокола появляются в первой половине XIII века, а к концу столетия классическая форма колокола (так называемая «готическая») складывается окончательно. Колокольный звон прочно входит в быт населения Западной Европы. Неповторимость звучания колоколов привела к их бытовой специализации. Появляются связанные с этим собственные имена колоколов. В ранний час под удары “Хлебного колокола” в Турине хозяйки принимались месить тесто. По призыву “Колокола чистоты” в Бонне жители выходили из домов подметать мостовую. “Трудовой колокол” в Бадене возвещал перерыв на обед. “Торговка рыбой” в Бовэ звонил к открытию рыбных и прочих продуктовых лавок. С позволения “Пивного колокола” в Гданьске открывались по вечерам двери питейных заведений, а по приказу “Колокола пьяниц” в Париже двери пивных закрывались. “Процентный колокол” Фрейбурга назначал срок уплаты старых долгов. “Колокол позора” ганзейских городов оповещал о банкротстве купца. Воротный колокол звучал, когда закрывались городские ворота, сонный колокол указывал время сна….
Величавые звоны России
Первое упоминание о колоколах на Руси содержится в 3-й Новгородской летописи и датируется 1066 годом. Первое летописное свидетельство об отливке колоколов на русской земле относится к 1259 году, когда князь Даниил Галицкий перевез из Киева в Холм колокола и иконы: “Колоколы принесе ис Киева, другие ту солье”.
На Руси колокола размеряли поступь времени, били тревогу, когда случался пожар, когда вспыхивал мятеж или приближался неприятель, скликали воинов и напутствовали их на битву, ликовали, встречая победителей, приветствовали знатных гостей.Путешественников, приезжавших в те годы в Россию, поражало не только обилие колоколов, но и их вес. Звон колоколов-гигантов, разносившийся на много верст окрест, был в глазах народа символом возрастающей мощи державы, он звал к единению и верности гражданскому долгу.Первый царь-колокол на Руси был отлит по заказу Алексея Михайловича и весил 8000 пудов. Царский заказ выполнил в 1654 году Емельян Данилов. Его колокол звучал лишь несколько месяцев – в том же году он разбился от неловкого удара. Емельяна Данилова уже не было тогда в живых. Стали искать, кто мог бы перелить громадный колокол. Вызвался Александр Григорьев, в ту пору еще никому не известный юноша. Григорьев блестяще справился с ответственным делом – колокол был готов за десять месяцев. С огромным трудом подняли его из литейной ямы и подвесили только в 1668 году.
В 1735 году исполинский колокол отлил Михаил Моторин. Стали сооружать леса для подъема бронзового гиганта, но в 1737 году в Москве случился новый страшный пожар. По одной из версий, боясь, что колокол расплавится, сбежавшийся народ стал заливать его водой, раскаленный металл треснул, и от колокола отвалился кусок.
В 1836 году Царь-колокол был поднят и установлен на гранитном пьедестале. На все века остался он самым тяжелым (более 200 тонн!) из всех колоколов, отливавшихся когда-либо во всем мире.До наших дней «дожили» с тех времен колокола звонницы Успенского собора в Ростове Великом: “Лебедь” (500 пудов) и “Полиелей” (1000 пудов), отлитые соответственно в 1682 и 1683 годах Филиппом Андреевым. Третий колокол звонницы “Сысой” (2000 пудов) – творение Флора Терентьева (1688 год). Это самый крупный из звучащих сегодня европейских колоколов. Три колокола образуют до-мажорное трезвучие, и достигнутая мастерами слаженность поразительна. Частоты основных тонов согласуются с погрешностью не более процента по правилам хроматического строя и не более трети процента – по правилам натурального; сверх того, низший обертон “Сысоя” совпадает с основным тоном “Полиелея”.
Возрождение уникального мастерства
Отлить колокол по ноте, по звону – это и мастерство, и вдохновение, и точный расчет.
Чтобы отлить созвучную звонницу для церкви Девы Марии в Вифлеем, директору предприятия «Корнер-М» Сергею Максимцу пришлось привлекать профессоров из Донецкой консерватории имени Сергея Прокофьева.Много тайн и загадок пришлось разрешить донецкому колокололитейщику, чтобы овладеть утерянным во времена советской власти искусством. В старину говорили: “Литье колоколов – великое таинство есть”. На протяжении всего времени работы над звонницей никто из работников предприятия не курит, не произносит грубых слов – это тоже секрет древних мастеров, отливавших колокола для храмов. Три года неудач и колокольного хрипа не прошли даром. Запели, наконец, его колокола, да так, что до Вифлеема слава дошла!
Однако настоящее озарение Сергей Максимец испытал, когда родилась идея отлить в момент смены тысячелетий колокол-«Миллениум»:
– Второго такого в мире нет, – говорит донецкий мастер. – Раскаленную бронзу мы стали вливать за 20 секунд до Нового года, точнее до нового ХХI века, а закончили через 60 секунд. И еще мы, работники предприятия вместе с нашими родными и знакомыми, написали на маленьких бумажечках свои желания (всего 15 штук) и бросили в раскаленный металл.
Но, к сожалению, для большинства эти свойства колокола-«Миллениума» – слишком тонкая материя. Есть у Максимца и другой колокол, уникальность которого воспринимается проще. Это «прорезной» колокол, изготовленный другим колокололитейщиком фирмы «Корнер-М» Сергеем Поповым. В свое время выпускник Абрамцевского художественно-промышленного училища имени Васнецова Сергей Попов занимался росписью храмов, золочением. А потом увлекся литьем, экспериментировал в скульптуре. В последнее время художник много работает над изготовлением колоколов.
Андрей Рибас