Вопиющие реплики Миллеса
На большой раскрытой ладони – фигурка человека, В его позе – и страх, и неуверенность, и ожидание. Лицо, обращенное к небу, выражает надежду. Вся фигура наполнена всепобеждающим стремлением ввысь, в будущее, Поддерживает и ведет ее крепкая, уверенная рука. Рука Бога.
Для воплощения своих замыслов Миллес использовал различные материалы – от металла, гранита и мрамора до известняка. Вещи преображаются в материале, который как бы открывает что-то новое, имеет свои неповторимые особенности, обогащающие образ. Один из материалов, с которым работал Миллес-скульптор, – бронза. Некоторые скульптуры изготовлены из черной патинированной бронзы, но чаще Миллес предпочитал для своих скульптур зеленый цвет.
Потомственный художник Карл Миллес
Родился Карл 23 июня 1875 г, в Эрбю Горд, в провинции Упланд, Мать – Вальборг Тиселль, отец – Эмиль (Милле) Андерссон, кадровый офицер, во время пребывания в Риме занимался изучением искусства. Сестра Рут Миллес, скульптор, и сводный брат Эверт Миллес, архитектор, тоже посвятили себя искусству.
Карл учится в Технической школе, а с 1987 года, получив стипендию Общества кустарных ремесел, едет в Париж, где учится в Школе изящных искусств, Находится под впечатлением от работ Огюста Родена, Константина Менье, Впервые выставляет свои работы в Париже, удостаивается почетного диплома. Осуществляет поездки в Голландию и Бельгию, затем поселяется в Мюнхене, чтобы продолжать учебу,
В 1905 г, женится на австрийской художнице-портретистке Ольге Граннер, товарищу по искусству с парижских времен.
В 1906 году с женой возвращается в Швецию, приобретает участок земли на вершине скалы на острове Лидинго (одном из 14 островов, на которых расположен Стокгольм), а в 1908 г, по его заказу архитектор Карл М, Бенгтссон строит жилой дом с мастерской. В этом замечательном доме Карл и Ольга прожили до 1931 года, после чего уехали в Америку на 20 лет. Жили в Крэнбруке, под Детройтом, Карл – профессор скульптуры в местной Академии художеств. Но и там они не забывали любимую усадьбу Миллесгорден, заботились о ней. Со временем Карл приобрел соседние участки. Общая площадь имения составила 18.000 кв. м. В 1951 году Миллесы возвращаются в Европу, Зимы проводят в Риме, а летние сезоны – в Миллесгордене, продолжают работы над музеем.
Миллесгорден – плод вдохновения
Огромное восхищение посетителей вызывает само здание, внутренние интерьеры, коллекции живописи, скульптуры и прикладного искусства, собранные супругами во время поездок по Европе. Но особенно живой интерес вызывают скульптуры Миллеса. Они концентрируют простоту и выразительность, лаконизм формы и внутреннюю динамику, сложное взаимодействие объемов и пространства. Скульптор должен быть архитектором, чтобы правильно построить свое произведение, и живописцем, чтобы правильно распределить свет и тени, Скульпторы – люди, наделенные божественным талантом видеть больше, чем видит простой человек,
Путешествуя по террасам парка, счастливый зритель в момент встречи с прекрасными произведениями искусства не перестает удивляться и восхищаться; кажется, все скульптуры стоят здесь испокон веков, так органично и естественно вписываются они в окружающую среду, в «зеленую архитектуру». Они будят фантазию, покоряют лирической, даже песенной силой,
Уходя корнями в эпоху викингов, мироощущение Карла Миллеса в то же время развивалось в русле общеевропейских художественных традиций, На создание многих произведений скульптора вдохновили мотивы древнегреческих мифов. Одно из них – фонтан Аганиппа, расположенный на Ольгиной террасе. Он был создан для музея Метрополитен в Нью-Йорке в начале 50-х годов, сейчас перенесен в Брукгрин Гарденс, Южная Каролина, США, Источник водной нимфы Аганиппы на горе Геликон в древней Греции подарил вдохновение многим художникам. Три мужские фигуры символизируют различные виды искусства: Музыку, Живопись и Скульптуру. Лежащая женская фигура изображает Аганиппу, любующуюся своим отражением в водах источника.
Привлекает внимание фигура древнегреческого бога моря Посейдона. В Миллесгордене, на Нижней террасе, находится реплика, подаренная шведским государством на 80-летие скульптора в 1955 году, а сама скульптура семиметровой высоты установлена в 1930 году как центральная фигура фонтана на площади Ётаплатсен в Гётеборге, «Человек и Пегас» (1949) – один из поздних шедевров художника. Волшебный крылатый конь Пегас в древнегреческой мифологии поднимался на Олимп и доставлял Зевсу молнии. Символизирует полет фантазии и жажду свободы, Оригинал скульптуры находится в Де Муан, штат Айова, США, а реплики, кроме Миллесгордена, – в Токио, Антверпене и Мальме, Скульптура установлена на высоком цоколе, как и «Рука Бога» (1954 г., находится в Эскильстуна, а реплики – в Миллесгордене и в разных концах света; в США, Японии, Австралии, Индонезии), Миллес хотел, чтобы скульптуры вырисовывались на фоне неба. Он был первооткрывателем в своих хитроумных конструкциях, возносящих скульптуры ввысь. Бронзовые фигуры снабжены внутри несущими конструкциями из нержавеющей стали. Создается впечатление, что фигура парит в воздухе.
Не менее значительный интерес вызывает «Солнечный блик» (1918) – наяда на дельфине. В древнегреческой мифологии наяды – нимфы, их считали вдохновительницами поэтов. Нежный образ женщины, сверкающей молодостью, с вьющимися волосами, изобразил скульптор с простотой, от которой замирает сердце, – настолько она приближается к идеалу. Греческий миф вдохновил Миллеса еще на одно произведение. В нем рассказывается, как финикийская принцесса Европа была похищена богом Зевсом, обратившимся в прекрасного быка. На Нижней террасе Миллесгордена находится реплика фонтана «Европа» в Хальмстаде (1926). Одной из самых впечатляющих работ Миллеса является конная статуя Фольке Фильбютера, реплика центральной фигуры фонтана Фолькунгов в Линчёпинге (1927). На ее создание натолкнула книга Вернера фон Хейденстама «Дерево Фолькунгов». В книге описывается, как в XIII веке основоположник рода Фолькунгов Фильбютер изъездил всю страну в поисках своего пропавшего внука. При переходе реки вброд конь поскользнулся на камне. Именно это движение хотел передать Миллес. Цоколь статуи украшен сценами, связанными с историей рода Фолькунгов.
Восточную часть Нижней террасы занимает группа Музицирующих ангелов (1949-1950). Все они были созданы в США для различных фонтанов.
***
Карл Миллес умер в 1955 году. Его девизом были слова, которые можно прочитать на чугунных воротах; «Дай мне творить, пока не меркнет день». До последней минуты он занимался украшением парка и дома, чтобы было что любить, было чем гордиться. Миллесгорден с самого начала предназначался для людей из всех уголков мира. Он – след человека, его душа, его отголосок, памятник ему.
Оксана Цесаренко
Давно эта тема не поднималась)
Смотрю народ оживился